В хип-хопе трудно
сейчас найти более интересного артиста,
чем Баста Раймз. Говорю это без всякой
натяжки, и если так дело пойдет, мы скоро
научимся отличать хип-хоп от рэпа. Грань
между этими стилями тонка и размыта, но
Баста балансирует на ней очень уверенно.
Он нашел свой имидж - яркий,
запоминающийся. Почти
мультипликационные видеоклипы, "клоунские"
костюмы, необычная манера петь. Еще один
большой плюс - он не боится посмеяться
над собой и над всей "черной"
музыкой. Его песни пропитаны юмором, как
хороший торт коньяком, но проблемы Баста
поднимает острые - политика, расовые
отношения, религия. Он сам как-то о себе
сказал: "Я похож на придурковатого
мультгероя, но если б я был только им,
меня бы уже давно выбросили в мусорную
корзину".
Тревор Смит (таково его простое
настоящее имя) родился в нью-йоркском
районе Бруклин в 1972 году. Его родители (уроженцы
Ямайки, обратите внимание) переехали в
Большое Яблоко, когда их сыну шел 12-й год.
Высокий и ловкий, он был неплохим
баскетболистом и, может, добился бы на
этом поприще больших успехов, если б не
увлечение хип-хопом. Эта музыка всерьез
заняла его, и все свободное время он
посвящал именно ей. Будучи еще в 10 классе,
Баста принял участие в музыкальном
конкурсе, спонсорами которого были
авторитетные рэпперы Чак Ди и группа Public
Enemy. После этого и началась его серьезная
музыкальная карьера - с тремя друзьями
Баста основал группу Leaders of the New School.
Просиживая сутками в студии Public Enemy на
Лонг-Айленде, парни чему-то научились и
даже сумели подписать контракт с Elektra
Records. Баста Раймз тогда исполнилось 17 лет,
и он бросил школу, чтобы целиком
посвятить себя музыке... Его группа так и
не достигла больших финансовых успехов,
но в определенных кругах Leaders of the New School
считались чуть ли не культовой командой.
Вышло даже два альбома - в 1990-м "Future
Without a Past" и в 1993-м "T.I.M.E.". На этом
этапе Баста попался в сети исламской
религиозной секты, которая называет
себя "Пять процентов населения". Не
знаю, чем уж там сектанты убеждали певца,
тогда еще не очень знаменитого, заметьте,
но их философия, основанная в 1964 году в
Гарлеме (где же еще!), состоит в том, что
только пять процентов населения планеты
посвящены в тайну мироздания, остальные
же обречены влачить свое жалкое
существование в полном неведении вплоть
до дня Страшного суда.
Надо сказать, что секта ведет
целенаправленную охоту за богатыми
чернокожими артистами и, кроме Баста
Раймз, завладела умами таких
исполнителей, как Раким, Эрика Баду и
Куин Латифа. Когда популярность Leaders of the
New School пошла на убыль, Баста потихоньку
стал отходить от мероприятий, в которых
участвовала группа, и больше времени
начал посвящать работе с другими
артистами. Его голос или его идеи
присутствуют в альбомах Boyz II Men, Мэри
Джей-Блидж и TLC, между прочим. Особо же
удачным оказалось сотрудничество с А Tribe
Called Quest, чья работа 1991 года, "Scenario",
получила общенациональное признание. К
сожалению, и так случается очень часто,
безупречное восхождение к вершинам
признания было омрачено личной
трагедией. В 1993 году, вследствие
преждевременных родов его гражданской
жены, Баста потерял своего первого
ребенка. Мальчик прожил на свете всего
пару часов... Такой удар не просто
пережить, но Баста нашел в себе силы не
оставлять карьеру. Через год у его
женщины благополучно родился еще один
ребенок, тоже мальчик. Его назвали Ти'Зиа.
К тому времени артист уже "полностью"
ушел из Leaders Of The New School и занялся тем, чем
хотел. Во-первых, кинематографом,
получив хорошую роль в фильме Джона
Синглтона, и, главное, своим сольным
альбомом, который вышел в 1996 году. LP "The
Coming" сейчас называют "поворотным
моментом" в развитии хип-хопа, а
первый же сингл "Woo-Hah! (Got You All in Check)"
сразу вошел в первую десятку "Биллборда".
Проявив для бруклинского парня завидное
благоразумие и коммерческую жилку,
Раймз направил доходы от продажи этого
альбома, а также последующей работы 1997
года "When Disaster Strikes" на создание
собственной звукозаписывающей компании
Flipmode Entertainment. Начав с крохотного офиса на
Манхэттене, фирма разрослась и сейчас
представляет реальную силу на
задыхающемся от конкуренции
американском рынке "черной" музыки.
Как яркий алмаз сверкает в драгоценной
коллекции этой компании группа The Flipmode
Squad, где со своими друзьями "хип-хоперами"
любит попеть и поиграть сам Баста Раймз.
Альбом этой группы, "The Imperial", вышел
в сентябре прошлого года. Кстати, у Баста
есть еще один бизнес - он создает (или
нанятые им модельеры, какая разница!)
линию одежды "Bushi". Не успев даже
перевести дыхание, артист выдал уже
третий и пока самый мощный свой сольный
проект - альбом "Extinction Level Event - The Final World
Front". Работа проникнута "прогрессивными"
идеями конца света и прочих
апокалипсисов, которые непременно
должны стереть с лица Земли
человечество, если, конечно, оно не
одумается и не начнет вести более
правильный образ жизни. В альбоме есть
дуэт с Оззи Осборном - композиция "This
Means War" (это своего рода римейк
знаменитой вещи "Iron Man" от раннего
Black Sabbath, где, если помните, Оззи был
вокалистом), а также песня "What's It Gonna
Be?!", исполненная на пару с Дженет
Джексон. Это самая модная сейчас вещь, и
поговаривают, что клип к ней, который
сейчас почти без перерыва крутит MTV, из-за
навороченной компьютерной графики стал
чуть ли не самым дорогим за всю историю
видеоискусства.
Увы, Баста Раймз не смог избежать
неприятностей с законом, с которым
приходится постоянно бороться
большинству чернокожих музыкантов
Америки. Попался он на все том же
запрещенном ношении оружия (пора бы уже
черным разрешить его носить, как в СССР
когда-то позволяли кавказцам ходить с
огромными ритуальными кинжалами!).
Остановив его "Мерседес" за
нарушение правил дорожного движения,
полиция нашла у артиста заряженный
полуавтоматический пистолет 45-го
калибра. В марте этого года Баста опять
попал в поле зрения правоохранительных
органов из-за угроз, которые он якобы
высказал по телефону своей бывшей
сожительнице и матери своего ребенка.
Впрочем, по сравнению с "проделками"
многих его коллег по "черной"
музыке Баста Раймз выглядит активистом
кружка юных тимуровцев. Так что есть
основания полагать, что главным для него
была и остается музыка.